Информационный сайт православного храма
во имя Всех Cвятых, в Земле Российской просиявших

г. Усть-Илимск, Иркутская епархия


_______________________________________________________________________________________
Главная  •
История  •
Расписание служб  • Библиотека  • Иконы храма  • Гостевая книга


О храме

Содержание храма — тишина, глубина, в которой находится Бог. Зная ее опытно, становится понятным, почему человек, идущий в храм, еще только отправляясь в путь, настроен так, как он не бывает настроен, когда идет на работу или к кому-то в гости. В храм собираешься с того момента, когда просыпаешься и знаешь: я иду на встречу с Живым Богом. И одеваешься по-иному, и готовишься по-иному, и стараешься, чтобы разговоров лишних не было, чтобы ничто недостойное не рассеивало той глубины, в которой только и можно пережить содержание храма. И по дороге идешь серьезно; идешь, как на встречу с очень значительным или с очень любимым человеком, не рассеиваясь пустыми мыслями, а зная: я иду на встречу, подобно тому как иду на встречу с возлюбленным, с самым дорогим, драгоценным человеком или существом, какое у меня есть на свете. Начиная путь в храм, мы произносим: «Благословен Бог наш, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков». То есть навсегда Он благословен; что бы ни случилось, что бы со мной ни было, я благословляю Его имя. Эти слова говорят о том, что я Богу верю до конца, что я иду на встречу с Ним, и что бы ни случилось по пути туда, в самом храме или на обратной дороге, имя Божие для меня святыня, и я его благословляю.

Когда доходишь до самого храма, останавливаешься на мгновение: это дом Божий, это Божий удел. И крестишься перед ним не только на икону, которая видна, но и на самый храм: это место селения Божия. Вступая в него, мы говорим: «Войду в дом Твой, поклонюсь ко храму святому Твоему во страхе Твоем». И, переступив порог, останавливаешься, не спешишь никуда, стоишь мгновение, потому что ты вошел в удел Божий. Все это пространство, все это место посвящено Богу в мире, который Его отрицает, который Его не знает, в мире, где у Него нет ни места, где главу преклонить, ни гражданства, ни права жительства. В храме Он дома; это единственное место, где Он нашел приют и принимает нас как хозяин.

Храм — это святое место, куда можно вступить только с такими чувствами, которые достойны и самого человека, и Бога, на встречу с Которым идешь. И поэтому человек кладет на себя крест со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» Я вошел в Божий удел во имя Божие, я не принесу в этот удел ничего недостойного Его. Вернее, все, что недостойно, должно быть здесь очищено, омыто покаянием и обновлением души. И, постояв несколько мгновений, идешь, как в любом доме, к Хозяину: к той иконе, которая находится посередине храма и представляет собой образ Христа Спасителя. К Нему-то мы и идем первым делом с поклоном, становимся на колени или кланяемся до земли в знак глубочайшего нашего почтения, благоговения, трепета внутреннего; ставим свечу, которая символизирует наше горение. Пламя – это чистота (образ чистоты), которая сияет перед Богом, как пламя свечи, которая привела нас на встречу с Ним. И мы целуем эту икону. На церковном языке это называется прикладываться: человек губами прикладывается к образу, целует его. Некоторые люди, целуя икону, мысленно проихносят: «Да не лобзания Тебе дам, как Иуда!..» Дай мне поцеловать Тебя, как ребенок целует мать, как целуешь любимого, почитаемого человека, без обмана, без лжи. Причем по русской традиции Спасителя Христа, Божию Матерь, святых в лицо не целуют. А целуют либо руку, либо Евангелие, которое держит Христос, но к лицу не прикасаются в знак благоговения.

Войдя внутрь храма, мы увидим, что он разделен на две части. В одной части стоит весь народ, а где-то впереди преграда, за которую никто кроме священнослужителя не входит. За преградой алтарь. Алтарь - это образ того мира, куда все мы призваны. И эта «разлученность» мира горнего (алтаря) и мира земного говорит о том, мы все на пути к спасению, но еще не достигли той полноты, которая является Царством Божиим. Между дверями и внутренним пространством храма лежит целый путь. Мы входим в храм и идем, словно по дороге жизни, и, наконец, оказавшись у дверей самого алтаря доходим до того места, где нас приобщают Святых Таин, Тела и Крови Христовых, которые, как огонь, входят в нас, как пища, разливаются по нашим жилам, и не только духовно, не только душевно, но и телесно нас приобщают к об?женному человечеству Господа Иисуса Христа. Когда раскроются Царские врата, двери посередине иконостаса, закрывающие нам центральную часть алтаря, мы увидим перед собой две вещи: квадратный стол, который называется престолом, и дальше, в глубине алтаря — икону Воскресения Христова: это образ того, к чему мы призваны – к полноте жизни во Христе.

Перед нами стоит иконостас. Почему? О чем он говорит? Иконостас не отделяет нас от алтаря, он, наоборот, нас с алтарем соединяет. Он перед нами ставит образы нашего спасения. По одну сторону царских врат икона Спасителя Христа, именно Спасителя, Бога, ставшего человеком для того, чтобы человек мог быть приобщен к источнику жизни, который он утратил в результате падения.

Повторимся, в храм входят с чувством глубокого благоговения, с сознанием, что ты приходишь и стоишь перед лицом Божиим, что храм не пустое место, где ты будешь молиться, а место, где Живой Бог пребывает и ты вступаешь в Его область.

Для чего мы кланяемся в Церкви? Мы все знаем, что значит поклониться: склонить голову или стать перед кем-нибудь на колени и до земли поклониться. Когда мы просим у кого-нибудь прощения от всего сердца, когда мы не можем слов найти, когда разрывается душа о том, что: «Ох, как бы я хотел выразить до конца свою скорбь о том, что я человека унизил, оскорбил!» - мы становимся перед человеком на колени и кланяемся ему до земли. И так мы кланяемся перед Богом, не обязательно только прося прощения: мы как бы повергаемся ниц, падаем на колени перед Его величием Этот поклон до земли - не раболепное движение, это движение предельной любви, предельного преклонения перед Кем-то, Кто так велик, так свят, так любим, так дивен и прекрасен.

Текст составлен на основании бесед
митрополита Антония Сурожского

_______________________________________________________________________________________
Новости и события  • Фотоальбом  • Другие храмы города и района  • Ссылки  • Обратная связь
Hosted by uCoz