Информационный сайт православного храма
во имя Всех Cвятых, в Земле Российской просиявших

г. Усть-Илимск, Иркутская епархия


_______________________________________________________________________________________
Главная  •
История  •
Расписание служб  • Библиотека  • Иконы храма  • Гостевая книга


Венчание (бракосочетание)

Чин обручения, подготовительная часть службы Венчания, совершается в притворе. Жених и невеста становятся рядом друг с другом; священник выходит со свечами для жениха и невесты; затем кадит их, отдавая им то же почитание, какое отдается иконе или священнику, потому что Церковь видит в них живой образ Божий, и этому образу воздается честь. Далее священник возглашает: «Благословен Бог наш…». Как не благословить Бога за то, что в мире, где все является рознью, напряжением, взаимным отрицанием, часто враждой, непониманием, два человека друг друга полюбили, друг в друге увидели вечную красоту и решили превзойти, превозмочь все, что может их разделить.

Затем Церковь молится о мире, который может быть послан только Богом; молится о спасении жениха и невесты; молится о храме, и обо всех, кто с верой, благоговением, страхом Божиим, то есть с трепетным сердцем пришли сюда. Церковь молится о женихе и невесте, о том, чтобы им дана была совершенная любовь, любовь мирная и помощь от Бога, потому что жизнь будет все время давить на них, жизнь все время будет стремиться разорвать хрупкое еще несозревшее единство, которое между ними образовалось. Молится Церковь и о том, чтобы им была дана непорочная жизнь, честный брак.

Затем священник дает жениху и невесте перстни, и они обмениваются ими три раза, как бы три раза подтверждая: «Да, я всерьез это делаю, это не мгновенное движение души, это продуманное действие. И я тебе доверяю безусловно, доверяю во всем, я себя доверяю тебе…». И, конечно, не может быть такого обмена кольцами между людьми, которые совершают только условный брак или брак без намерения строить общую жизнь от начала и до последнего дня.
Теперь жених и невеста стоят со свечами и с кольцами. Этим завершается первый шаг их соединения – обручение.

Венчание, надевание венцов на головы будущих супругов, так же как и обмен кольцами, не просто обряд. В древности каждый раз, когда бывал праздник — семейный или городской — люди надевали венцы из цветов. Каково значение этих венцов? Как бы люди друг друга ни любили, они живут в семье, полной проблем, трудностей, иногда горя. И вот есть слово в Священном Писании: «Претерпевший до конца спасется». Жизнь требует терпения, стойкости. Осуществление любви, единства, своего свободного стояния в обществе — все это требует мужества, а порой и подвига.

Далее, по ходу службы Венчания, жених и невеста, теперь уже увенчанные, слушают два чтения. Первое (согласно сказанному в Послании апостола Павла), о чем должны знать мужья, когда они вступают в брак: им вручается Богом хрупкое существо, которому они сказали: «Я тебя люблю», — и эта любовь должна быть такова, что муж готов всем пожертвовать, по любви к жене и своим детям. Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что он является образом Христа, и жена его и дети могут видеть в нем образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью. Слишком легко мужчине думать, что, потому только, что он мужчина, он имеет власть над своей женой и над своими детьми. Это неправда. Если он не образ Христа, то никто ему не обязан никаким уважением, никаким страхом, никаким послушанием. А жена является образом Церкви. Она — невеста, та, которая настолько, так глубоко возлюбила своего жениха, что по незыблемой верности может все оставить, все забыть, от всего оторваться и последовать за ним, куда бы он ни пошел, если нужно, даже на страдания.

Затем следует чтение из Евангелия от Иоанна. В нем говорится о том, как Христос пришел на бедную свадьбу. Люди собрались в маленькой деревне, пришли, изголодавшись по радости — не по выпивке, конечно, а по дружбе, по свету, по теплу, — и начался бедный деревенский пир. Через самое короткое время то немногое, что было приготовлено, было съедено, и то вино, которое было припасено, было выпито. Но вскоре, по просьбе Божией Матери, совершается чудо: вода претворяется в вино. И радость встречи любящих продолжается. Мы можем — каждый из нас — верой открыть дверь приходу Христа и создать ситуацию, которая даст возможность Богу чудодейственно изменить обстановку, полную тоски, неудовлетворенности, и сделать из нее обстановку ликующей, торжествующей радости! Далее начинается короткий ряд молитв. Смысл их заключается в том, чтобы сделать жизнь новобрачных достойной и всячески поддержать все благородное, что в них есть. Прошения заканчивается молитвой «Отче наш». «Отче наш» — это единственная молитва, которую нам заповедал Господь, эту молитву мы приносим как бы из глубин таинства единства Спасителя Христа с Отцом. Нам надо помнить, что это молитва, которая и Христа, и нас соединяет в одном прошении, в одном крике души с тем, чтобы все в нас было достойно христианского призвания.

Дальше жених и невеста пьют из одной чаши. В древности говорили о том, что чаша, которая испивается, представляет собой человеческую судьбу. И вот «пить чашу до дна» — это значит разделить судьбу до самого дна, до самой глубины приобщенности. После этого священник трижды обводит жениха и невесту вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Число три означает полноту времени. Первый раз ты можешь быть взят врасплох, второй раз ты можешь ответить полууверенно, а в третий раз ты должен поступить с совершенной уверенностью. Так и тут — жених и невеста три раза ведутся вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие; а Евангелие — это слово о Христе, и Он, Христос, должен быть в центре того шествия, которое представляет собой человеческая жизнь.

Далее жениху предписывается ходить в мире и совершать в правде заповеди Божии, невесте радоваться о своем муже и жить достойно заповедям Господним. В заключении мы приносим молитву Божией Матери. Она все может понять, Она в Своей чистоте и святости может понять и безбрачного, и женатого; Она, пережившая много боли, может понять всю тайну человеческой природы с ее борением и, вместе, с неизмеримой красотой человеческой души, и с неизмеримым достоинством человеческого тела. И поэтому мы заканчиваем службу молитвой Божией Матери.

«Многая, многая лета!» — жизни подвижнической, чистой, достойной и Бога, и той взаимной любви, которая привела к браку жениха и невесту.

Текст составлен на основании бесед
митрополита Антония Сурожского

Статьи по этой теме:
Венчание - а стоит ли торопиться?
 

_______________________________________________________________________________________
Новости и события  • Фотоальбом  • Другие храмы города и района  • Ссылки  • Обратная связь
Hosted by uCoz