Информационный сайт православного храма
во имя Всех Cвятых, в Земле Российской просиявших

г. Усть-Илимск, Иркутская епархия


_______________________________________________________________________________________
Главная  •
История  •
Расписание служб  • Библиотека  • Иконы храма  • Гостевая книга


Исповедь (покаяние)

Исповедь бывает личная, частная исповедь, когда человек подходит к священнику и открывает в его присутствии свою душу Богу; и общая исповедь, когда люди сходятся большой или малой группой, и священник произносит исповедь за всех, включая себя самого. При исповеди необходимо помнить, что человек исповедуется Богу. В поучении, которое священник произносит перед исповедью отдельного человека, говорится: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое; я же только свидетель». Это надо помнить: мы исповедуемся не священнику и не он является нашим судьей. Можно сказать больше: даже Христос в этот момент не является нашим Судьей, а является сострадающим нашим Спасителем. Священник на исповеди — свидетель нашего покаяния.

Но что это за свидетель, какова его роль? Свидетели бывают различные. Например, случилась авария. Какой-то человек стоял при дороге и видел, что случилось. Его спрашивают, что произошло. Ему совершенно безразлично, кто прав, кто виноват, он просто говорит: «Я видел то-то и то-то...». Есть другой род свидетелей на суде: один свидетельствует против подсудимого, другой в его пользу. И этому частично соответствует исповедующий священник, потому что он стоит перед Христом и говорит: «Господи, этот человек к Тебе пришел в покаянии, прими его! Уж если мне его жалко, то, конечно, Тебе его жалко много больше, чем мне. Я его спасти не могу, я могу с ним кое-чем поделиться, чем-то помочь, но только Ты можешь его преобразить». И есть третий род свидетеля. Когда совершается брак, приглашают самого близкого человека. Того, кто в Евангелии назван «другом жениха». Это самый близкий жениху и невесте человек, который может во всей полноте разделить с ними радость преображающей встречи, соединяющего чуда. Человек должен на исповеди излить свою душу. Не повторять чужие слова, смотря в книжку, а, поставив перед собой вопросы, сказать: если бы я стал теперь перед лицом Спасителя и всех людей, которые меня знают, что явилось бы для меня предметом стыда? Что я не готов открыть перед всеми, потому что было бы слишком страшно, что меня увидели, каким я себя вижу?.. Если моя жена, мои дети, мой самый близкий друг, мои сослуживцы знали бы обо мне то или другое, было бы мне стыдно или нет? Если стыдно, исповедуй. Если то или другое стыдно открыть Богу или было бы страшно, открой это Богу. Потому что в момент, когда ты это откроешь, все то, что ставится в свет, становится светом. И тогда Вы можете исповедоваться и произносить свою исповедь, а не трафаретную, чужую, пустую, бессмысленную исповедь.

А если речь идет о детях, то надо помнить, что детям нельзя навязывать исповедь, которая не является их собственной исповедью. Нельзя им говорить: «Ты запомни, что ты меня рассердил тем-то, что в этом ты поступил не право, вот покайся в этом». Надо дать ребенку свободу стать перед Богом, как перед другом, и с Ним поделиться всей своей жизнью и душой, даже своей болью о родителях, даже тем, как он их переживает иногда тяжело.

Подготовка к исповеди, может быть, важнее, чем сама исповедь. Исповедь может, порой, выразиться в нескольких словах, но подготовка должна быть глубочайшей вспашкой души, это должно быть проникновением в самые ее темные глубины, смелое, мужественное, беспощадное. В них, эти глубины, можно опуститься только с Богом; это подобно сошествию Христа во ад, подобно тому, как Христос ушел в пустыню после Своего крещения, ведомый туда Духом, с тем, чтобы быть испытанным сатаной (Мк 1,12-13). Только потому, что свет Христов будет с нами, мы можем увидеть сокрытое в этих темных тайниках нашей души.

И для начала надо перед собой ставить вопрос со всей ясностью, со всей реальностью: случись теперь, вот в это мгновение, что пришел конец моей жизни и жизни всех вокруг меня. Момент, когда уже будет поздно что бы то ни было менять, что бы то ни было оплакивать, что бы то ни было исправлять, момент, когда я стану и Бог, ангелы, святые и все люди смогут меня увидеть, не каким я им стараюсь представиться, а какой я есть, о чем я буду жалеть, от чего мне будет стыдно, от чего родится во мне страх и ужас? Что есть такого в моей жизни, во всем моем прошлом, в моих чувствах и мыслях, в моих отношениях с людьми, в моем отношении к Богу, к себе самому, к миру, от чего мне станет жутко, когда я увижу, что это гниль, мерзость, тьма, что этому нет места там, где есть Бог, нет места там, где есть и живет только любовь и чистота, святость и свет?

Так надо готовиться к исповеди, не слегка, не думая: ну, я скажу кое-что, а в другой раз, может, вспомнится что-нибудь иное… Нет! Так надо исповедоваться, как будто сейчас меня пожнет смерть, — больше времени нет, и никогда больше его не будет. Иначе исповедь не в исповедь, а только поверхностное рассмотрение себя самого, без глубины, без ответственности и, что самое главное, без плода.
Наконец, мы можем приступить к слову Самого Бога. Заповеди Божии, слова Христа в Евангелии светозарно ясны. Что мы скажем, когда поймем, что не может себя назвать настоящим человеком тот, кто не является подобием Христа, то есть тот, для кого эти заповеди только внешние, чуждые ему законы.

Вступая на путь покаяния, нам очень важно помнить слова святителя Тихона Задонского, что к Царству Божию редко кто идет от победы к победе, большей частью движемся мы туда от поражения к поражению, но тот доходит, кто после каждого поражения встанет, покается и, не оплакивая себя, пойдет вперед, дальше, все ближе и ближе к цели, к которой призывает нас Господь.

Текст составлен на основании бесед
митрополита Антония Сурожского

_______________________________________________________________________________________
Новости и события  • Фотоальбом  • Другие храмы города и района  • Ссылки  • Обратная связь
Hosted by uCoz