![]() |
Информационный сайт православного храма | ||
_______________________________________________________________________________________ | |||
Я не собираюсь предлагать вниманию читателя описание жизни о. Иоанна, которая всем достаточно известна. Я хочу говорить исключительно о его духовном облике, о его понимании пастырского служения, об одушевлявшей его внутренней силе пастырской ревности, об источнике и проявлениях этой ревности. Обо всем этом я хочу говорить преимущественно с пастырской точки зрения, рассматривая его, как высокой пример русского православного пастырства и той подлинной сущности этого пастырства, которая в нем нашла свое наиболее глубокое, яркое, сильное и действенное воплощение, указывающее всем русским пастырям истинный путь, пример и завет русского православного пастырства. Я хочу проследить, какими путями воспитался и укрепился в нем этот пламенный дух пастырской ревности, пламенного дерзновения к Богу, чтобы и другим, настоящим и будущим пастырям, можно было поучиться у него. В отце Иоанне особенно поразительна необычайная цельность и жизненность его пастырского служения. Он не выделяется ученостью, не является суровым подвижником аскетом, он сам о себе говорит, что он не аскет, но он весь горит духом пламенной ревности и самоотверженной любви к Богу, действенной, сострадательной любви ко всем труждающимся и обремененным людям, в служении которым он не знал ни отдыха, ни утомления. Как воспитался в нем этот пастырский дух? И если он был свойствен ему по природе, то как он мог его в себе сохранить, углубить, довести до высокой степени напряжения, не охладить и не растерять его в житейской, суетливой повседневности и деловитости, как это нередко бывает с другими пастырями? На все эти вопросы он сам дает ответ ясный и определенный, в своей знаменитой книге «Моя жизнь во Христе», и в других своих писаниях, беседах и книгах. Из этой его исповеди мы узнаем, что уже с самого раннего детства он не жил обычными житейскими интересами, но всею душой уходил в мир небесных созерцаний, и этому очень содействовала окружавшая его обстановка. Родившись в бедном селе Архангельской епархии, в семье бедного псаломщика, хилым и болезненным мальчиком, он впервые в своей деревенской убогой церкви познал красоту православия, и всею душой полюбил эту красоту. Он горячо отдавался молитве и уже в это время удостоился небесных явлений. «Когда ему было 6 лет - рассказывает его жизнеописатель, - он однажды увидел в комнате ангела, блиставшего небесным светом, и очень смутился, но ангел сказал ему, что он его ангел-хранитель, соблюдающий, охраняющий и спасающий его от всякой опасности. Идя в школу, мальчик никогда не проходил мимо своей приходской церкви, не остановившись перед нею для молитвы. Он сопровождал своего отца в церковь и знакомился там с содержанием богослужебных книг, и на всю жизнь полюбил чтение этих книг. Впоследствии он не раз говорил, что все свое духовное содержание он почерпал из этих книг. Это его признание имеет чрезвычайно важное значение. На православных книгах воспитывалось его православное пастырское самосознание. В своем дневнике он пишет: «Если вы хотите видеть во всем небесном свете образ православной нашей Церкви, прочитайте весь круг наших богослужебных книг, и вы увидите какое это чудное учреждение на земле, не человеческое, а божественное, в каком сиянии, в каком величии, в какой божественной красоте, представляются тут (в этих книгах) благостные образы Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, Святых Ангелов и всех Святых, в каком свете изображено все бедствие, все растление погибающего в грехах человечества, вся немощь и греховность наша, а с другой стороны – вся вера, упование, подвиги, и любовь к Богу и ближним всех святых, их совершенства, при помощи благодати Божьей подаваемой Церковью, приобретенные ими, их спасение, их победы над миром и диаволом, их действенные молитвы за нас». «Когда вы входите в храм, вы входите в иной мир, время исчезает, и начинается вечность». «В годичном круге богослужения изображена вся история, вся судьба прошедшая, вся жизнь нашей церкви православной, все ее учение и нравоучение, все догматы, все жития, все подвиги, все страдания, как Самого Господа Иисуса Христа, Божией Матери, так и всех Апостолов, пророков, мучеников, преподобных бессребреников и праведных. Своим богослужением она поучает всех христиан молитве, славословию и благодарению Бога; сама молится за всех, всех утешает, располагает к покаянию во грехах, к умиленью, к поправлению, к добродетельной жизни; требует плодов. покаяния, напоминает о смерти, о страшном суде, изображая грозное судилище Господа над всем миром; представляет наше страшное греховное растление, от которого невозможно избавиться без Спасителя, без врачевства веры, без таинств, без поста, без подвигов умерщвления плоти, без милостыни. Богослужение научает, утешает н питает и врачует и укрепляет души, оно возвышает и радует без числа дух христианина. Это – небесное сокровище на земле, данное нам милосердным Господом и Искупителем нашим; это – сокровищница всех благ» всех даров Св. Духа, сокровищница всех сил к животу и благочестию, всех добродетелей в лицах, в примерах, достойных подражания» («Мысли о Церкви»), Семенем и корнем этих позднейших размышлений о. Иоанна были несомненно впечатления, полученные им в родном деревенском храме. В духовном училище о. Иоанн учился на первых порах неровно и плохо. У него была слабая память. Этот свой недостаток он преодолел усилием веры и горячей молитвы. Он сам об этом рассказывал так: «Ночью я любил вставать на молитву. Все спят. Тихо. Не страшно молиться. И я молился чаще всего о том, чтобы Бог дал мне свет разума на утешение родителям. И вот, как сейчас помню, однажды, был уже вечер, все улеглись спать. Не спалось только мне. Я по-прежнему не мог ничего уразуметь из пройденного, по-прежнему плохо читал, не понимал и не запоминал ничего из рассказанного. Такая тоска на меня напала. Я упал на колени и стал горячо молиться. Не знаю, долго ли я пробыл в таком положении, но вдруг точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове, и мне ясно представился учитель того дня, его урок, и я вспомнил, о чем и что он говорил. И легко, радостно так стало на душе. Никогда не спал я так спокойно, как в ту ночь. Чуть светало. Я вскочил с постели, схватил книги и, – о, счастье, – читаю гораздо легче, понимаю все, а то, что прочитал, не только все понял, но хоть сейчас и рассказывать смогу в классе. Мне сиделось уже не так, как раньше, все понимаю, все остается в памяти. Дал учитель задачу по арифметике – решил, учитель похвалил даже. Словом, в короткое время я подвинулся настолько, что перестал уже быть последним учеником. Чем дальше, тем лучше и лучше успевал и в конце курса одним из первых был переведен в семинарию». Я привожу эти случаи из его детства, чтобы отметить, что уже тогда в нем обнаружился облик будущего о. Иоанна с его горячей верой и пламенной молитвой, с его молитвенной настойчивостью, которыми он преодолевает человеческие немощи. Я сказал, что уже в первые года своей жизни о. Иоанн почерпал свое духовное содержание из богослужебных книг, как он сам не раз упоминает об этом в своих дневниках. Но также часто он вспоминает и о том значении, какое имело для него ежедневное чтение слова Божия: «Знаешь ли, – сказал о. Иоанн одной своей духовной дочери, игуменьи Таи-сии, – что прежде всего положило начало моему обращению к Богу, и еще в детстве согрело мое сердце любовно к нему? Это – Святое Евангелие. У родителя моего было Евангелие на славяно-русском языке, любил я читать эту чудную книгу, когда приезжал домой на каникулярное время: и слог ее и простота речи были доступны моему детскому разумению, я читал и услаждался ею» и находил в этом чтении высокое и неизменное утешение. Это Евангелие было со мной и в Духовном училище. Могу сказать что Евангелие было спутником моего детства, моим наставником, руководителем и утешителем с которым я сроднился с юных лет». Итак, вот те три источника, под влиянием которых с раннего детства складывался духовный религиозный облик о. Иоанна: а) Горящая молитва церковная; б) Святой храм и книги; в) Постоянное чтение Евангелие. Необходимо, однако, отметить, что о. Иоанн не пассивно воспринимал действие этих трех благодатных влияний. Он активно боролся за свою душу, решительно изгонял из души все дурное, греховное, расслабляющее и загрязняющее, что мешало укрепиться в его душе святым чувствам веры, любви, молитвы. Здесь мы видим новую замечательную черту духовного облика о. Иоанна – его непримиримое отношение к греху, ко всякой греховности, нечистоте в себе, какою бы она ни казалась незначительной. Эта черта не часто встречается в людях. Мы склонны, если не услаждаться греховными мыслями и ощущениями, то, во всяком случае, позволять им оставаться в нас, как чему-то естественному и неизбежному, в этом проявляется наша духовная леность и расслабленность, небрежное отношение к нашему внутреннему состояние, наша, так сказать, духовная нечистоплотность. У о. Иоанна именно этого не было. Он резко, гневно вооружался против всякого греховного движения в своей душе, не позволяя греху укореняться и давать ростки. Особенно ему было ненавистно духовное безразличие, холодность духовная. Когда-то преподобный Серафим от этого холода предостерегал своих духовных детей: «Бог есть огонь, согревающий, разжигающий сердца и утробы. Итак, если ощущаем в сердцах своих хлад, который от дьявола, ибо дьявол хладен, то призовем Господа, и Он пришед, согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближнему, и от лица теплоты изгонится хлад доброненавистника» («Беседа об Иисусовой молитве»). То же самое говорит и отец Иоанн. Между ним и преп. Серафимом Саровским есть большое внутреннее сходство. Оба они горят духом, пламенем любви к Богу и ко Христу, и горячей сострадательною любовью к людям, и совершенно не принадлежат самим себе. О своей внутренней непримиримой борьбе со злом, о. Иоанн пишет во многих местах: «Две силы, совершенно противоположные между собой, влияют на меня: сила добрая и сила злая» сила жизненная и сила смертоносная. Как духовные силы, обе они невидимы. Добрая сила по свободной и искренней молитве моей всегда прогоняет злую силу, и сила злая сильна только злом, во мире скрывающимся. Чтобы не терпеть непрестанных, смущений злого духа, надо постоянно иметь в сердце Иисусову молитву: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!» Против невидимого дьявола, невидимый Бог; против крепкого, – крепчайший» («Беседа об Иисусовой молитве»). И в другом месте он говорит так: «Вступая в служение Богу и облекаясь в оружие Божие (священные одежды) я через то объявляю войну дьяволу, врагу Божию, мнящему, яко область земли, воздуха и воды есть его область, а не Божия, и запинаюшиему меня в произношении слов молитвы, хвалы и благодарности Богу. Но да победит вселукавого и всезлобного дьявола бесконечная благость и правота Божия, и да защитит меня немощного и грешного от козней его, от насилия его, от смущения его». (Мысли о Церкви). Итак, по слову о. Иоанна, мы, как христиане, и тем более, как пастыри, находимся в состоянии открытой войны с дьяволом, мы всегда находимся на боевом фронте. Об этом мы никогда не должны забывать и в этой борьбы всегда должны искать помощи Божьей и на нее опираться. «Имея Христа в сердце, – пишет он, – бойся, как бы не потерять Его, а с Ним и покоя сердечного; горько начинать снова; усилия прилепиться к Нему снова, по отпадении от Него будут тяжки и многим будут стоить горьких слез. Держись всеми силами Христа, приобретай Его и не теряй святого дерзновения перед Ним». («Беседа об Иисусовой молитве»). Когда о. Иоанн, в 26-летнем возрасте, сделался священником, он с первого же дня своего священства твердо и определенно наметил линию своего пастырского служения – всецелой, самоотверженной верности Богу и такого же самоотверженного служения людям, нуждающимся в его пастырской помощи. К прежним средствам своего духовного укрепления, теперь у него прибавилось еще одно средство и притом самое могущественное: ежедневное служение Божественной Литургии и содиненное с этим ежедневное Причащение Св. Христовых Тайн. Это новое благодатное средство сделалось отныне для о. Иоанна основанием и корнем его духовной и пастырской жизни, источником его духовной силы, бодрости и крепости, его животворной духовной пищей, его пастырской опорой. С этих пор, он уже окончательно не принадлежал себе в его жизни начался пастырский подвиг, требовавший чрезвычайной решимости и осуществимый только при том всецелом предании себя Богу, какое было свойственно о. Иоанну. Вся последующая жизнь о. Иоанна является ярким примером того, что пастырю нельзя жить двойственной жизнью, нельзя делиться между Богом и миром. Вся пастырская жизнь о. Иоанна – и домашняя, и церковная, и личная, и общественная – была единым, цельным, безраздельным служением Богу, всецелою жизнью в Боге. Познакомимся хотя бы отчасти с его опытом духовной жизни, и прежде всего с его опытом молитвы. Он пишет в своем дневнике: «Светло и тепло и покойно мне, когда я всецело обращаюсь душой моею к мысленному солнцу правды, Христу Богу нашему, и растаивает лед сердца моего, отъемлется нечистота и тля его, исчезает мрак, отбегает смерть духовная, воцаряется жизнь небесная, ничто земное не занимает меня». «Высочайшая награда для христианина, особенно для священника – Бог в сердце. Он – наша жизнь, наша слава, наше украшение и благолепие; Он наше светлое, нетленное одеяние; Он – свет, сила, очищение, обновление для оскверненных и обветшавших, растленных грехами» («Мысли о Церкви»). Читая или слушая эти строки вы чувствуете, что это не простые слова, но глубокое и искреннее исповедание сердца, опыт сердца. «Во время молитвы при сильных искушениях от дьявола, всю печаль свою возверзи на Господа, яко Той печется о тебе. На молитве только веруй в Бога, яко одесную Тебя есть; и все возможно тебе будет». («Беседа о молитве»). «Без благодатной помощи, ты не можешь победить ни одной страсти, ни одного греха; проси же всегда помощи у Христа Спасителя своего. Он для того и пришел в Мир, для того пострадал, умер и воскрес, чтобы во всем помогать нам, чтобы спасать нас от греха и от насилия страстей, чтобы очищать грехи наши, чтобы подавать нам в Духе Святом силу к деланию добрых дел, чтобы просвещать нас, укреплять нас, умиротворять нас. Говоришь: как спастись, когда на каждом шагу грех стоит и на всякую минуту грешишь? На это ответ простой: на всяком шагу и на всякую минуту призывай Спасителя, помни о Спасителе, и спасешься сам и других спасешь». «Когда покроет тебя тьма» сомнение, унынье, отчаяние, смущенье, тогда призови только всем сердцем твоим сладчайшее имя Христа: в Нем ты все найдешь: и свет, и утверждение, и упование, и утешение, и покой, найдешь в Нем самую благость, милость, щедрость, все это найдешь в одном имени заключенным, как бы в какой богатой сокровищнице». «В молитве к Богу, как и в общении с людьми, старайся дойти до младенческой простоты. Простота – величайшее благо и достоинство человека…. Пусть душа твоя не двоится на добро и зло», в другом месте о простоте о. Иоанн говорить еще так: – «Просто и мудро надо жить христианину в мире…» «Будьте мудры яко змие и цели (просты) яко голуби…» Простотою и мудростью будем побеждать, с помощью Господа Иисуса Христа, дьявола, который мудр, но бесконечно лукав, и ничем так удобно не уловляется, как целостью нашей святой веры и христианской жизни, нашей прямотой и любовью к правде. Всякий грех в существе есть лукавство» как сказано: отымите лукавство от душ ваших… Еще повторю: крайне мудро надо жить в мире, где на каждом шагу встречаются соблазны греха, обычаи и даже правила греховные. Надо постоянное внимание к себе, внимание к Слову Божию, указывающему нам путь жизни». «На молитве, будь как дитя лепечущее, сливаясь в один дух с духом произносимой молитвы. Если во время молитвы или вне молитвы, враг займет душу твою какими либо хулами и мерзостями, не унывай, не скорби, но скажи с твердостью в сердце: для очищения от этих-то и подобных им грехов и пришел на землю, в этих-то и подобных им немощах духа и пришел Многомилостивый помочь нам; и когда скажешь с верою, сердце твое тотчас успокоится, ибо Господь сердце твое очистит. Вообще ни от какого греха, как от мечты, не надо унывать, а уповать на Господа». И святыми Божиими овладевало дьявольское уныние и отчаяние. Что же с нами грешными? Нужно постоянно обращаться к Господу, и быть с Ним каждую минуту, чтобы не овладело нами вражье озлобление и уныние… Есть еще средство избавиться от унынья – пространный путь мира… Но сохрани Бог всякого христианина от того, чтобы такими путями избавиться от дьявольского уныния… Лучше идти тесным путем» терпеть уныние, но искать чистой помощи и избавления у Господа Иисуса Христа». «Когда замечаешь, что сердце твое хладно и молится неохотно, остановись, согрей свое сердце каким нибудь живым представлением своей духовной бедности, нищеты, и слепоты или представлением великих ежеминутных благодеяний Божьих к тебе и к роду человеческому, и потом молись, не торопясь, с теплым чувством». Все эти размышления о. Иоанна о молитве ценны именно тем, что они являются выражением живого личного молитвенного опыта о. Иоанна. Они не вычитаны им из книг подвижников. Все, написанное им – им пережито, выливается из глубины души, пережившей эти молитвенные состояния, и потому его слова так жизненны, так понятны и близки каждому, находят такой живой отклик в каждой человеческой душе, так поднимают дух читающего их. в предисловии к своему дневнику, о. Иоанн сам отмечает этот опытный источник своих размышлений. «Все содержащееся в этой книге, говорит он, есть не что иное, как благодатное озаренье души, которого я удостоился от всепросвещающего Духа Божия в минуты глубокого к себе внимания и самоиспытания, особенно во время молитвы». Такой же опытный жизненный характер имеют и его размышления о Причащении Святых Христовых Тайн. «Если почувствуешь тяжесть борьбы, говорит он, и увидишь, что тебе не справиться самому со злом, беги к твоему духовному отцу и проси его приобщить тебя Святых Тайн. Это великое и всесильное оружие в борьбе». Сам о. Иоанн причащался ежедневно. Другим он советовал причащаться как можно чаще, хотя бы даже ежедневно. Многих он исцелял от тяжких болезней причащением Святых Тайн. «Господь, с Которым я ежедневно соединяюсь через св. Причащение, подкрепляет меня. Иначе где бы я мог почерпнуть силы для таких постоянных усиленных трудов, которыми стараюсь служить во славу Святого Имени Его, во спасение ближних моих!» «Бедствие для души долго не причащаться Св. Тайн, душа начинает смердеть страстями, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не сообщаемся со Своим Жизнодавцем». («Мысли о Церкви»). «Если бы мир не имел Пречистого Тела и Крови Господа, он не имел бы главного блага, блага истинной жизни (живота не имате в себе), имел бы лишь призрак жизни; не имел бы дара освящения. Это тот животворный квас, который женщина (Церковь), взяв, положила в три меры муки, доколе вскисло все. Да, это истинная закваска жизни духовной, небесной, святой, положенная в человечество, ибо человеческая душа тройственна, по трем силам: разуму, сердцу и воле. Правда, святыня, любовь должны проникнуть все эти силы, вообще, всю жизнь человека: помышления, слова и дела». По словам о. Иоанна, мир и все человечество тем только еще и живут и спасаются, что в мире, в христианских храмах совершается Божественная Литургия. «Литургия – самый лучший пробный камень нашего душевного состояния: живы ли мы, или мертвы? Что в нас гнездится? Какие страсти, какие немощи душевные? О, с какой тщательностью надо готовиться к совершению этого пренебесного, страшного, животворящего таинства, этой всемирной жертвы, – жертвы о небесных, земных и преисподних» («Мысли о Церкви»). «Великая задача и великий нравственный труд для священника совершать Литургию, ибо нужно тщательное приготовление к служению, всегдашнее, а не одновременное; одним словом, нужно ему ангельское бесстрастие, пламенная к Богу и к людям любовь, горний ум, такое же сердце и совершенно сообразная с волей Божией его воля». (Там же). Какое поручено священнику предстательство, посредничество (между и Богом и людьми), какое ходатайство,. какое служение столь великим таинствам – возрождения, обновления, общения в таинствах крещения, миропомазания и особенно причащения Св. Тайн! Совершение каких пренебесных страшных, Божественных Таинств ему вверено! Пасе-ние каких и скольких словесных овец и какой Кровью искупленных! На какую недосягаемую высоту поставлен священник, совершающий таинства! Какой духовный огонь низводит он на святой престол и на Святые Тайны! Много тысяч лет мир ожидал бесконечно великой Тайны: явления Бога во плоти; много царей и пророков хотели видеть то, что мы видим, слышим и вкушаем, и не видели, не слышали». Читая эти строки, не может священник не почувствовать живо высоту и святость и ответственность своего служения. «Даждь должную честь, важность, достоинство, твердость Священству, тобою носимому и действующему к славе Божией и спасению твоему и людей, – и не взирай ни на чьи лица, ни на свое лицо и свои недостатки, грехи, или свои достоинства, но единственно на лицо Христа Бога, Коего образ ты носишь, Коего представляешь, – Ходатая Бога и человеков во время Богослужения; весь ты Божий, а не свой должен быть в это время, и самые грехи твои, или лукавое по действу дьявола о них воспоминание возверзи в покаянии на Господа, как Агнца Божия, смывающего грех мира, и не смущайся от воспоминания или натиска их. Аминь, буди!» До сих пор мы говорили об отношении о. Иоанна к Богу, и о тех средствах, которыми он воспитывал в себе и оберегал пламенную веру в Бога и горячую любовь к Нему и пребывал с Ним в тесном единении. Всем этим своим подвигом он укрепил в себе непоколебимое основание своего пастырства. На этом основании он строил и вторую половину своего пастырского служения по отношению к людям. Мы уже говорили, что с первых же дней своего священства, о. Иоанн принял твердое и бесповоротное решение принадлежать всецело не себе, не семье своей, а всем тем, кто будет иметь в нем нужду. Это свое решение он выполнил, хотя не без препятствий и огорчений в своей домашней жизни. В то время, когда начиналась пастырская деятельность о. Иоанна, Кронштадт был местом административной высылки из столицы всякого рода бродяг, непомнящих родства и т. п. людей. Люди эти ютились на окраинах города, в землянках и лачугах, шатались по улицам, попрошайничали, пьянствовали. О. Иоанн принял их под свое покровительство, заботился о них, раздавал милостыню. Кроме такой голытьбы, в Кронштадте было много чернорабочего люда, работавшего в порту. Мужья пьянствовали, жены с детьми жили в беспросветной нужде, в голоде и холоде. Среди этого беспросветного мрака, как яркий луч Божий, явился молодой, вновь назначенный священник Кронштадтского Андреевского Собора, о. Иоанн Сергиев. Он стал посещать эти лачуги и землянки, утешал матерей, ласкал детей, делился с бедными своими собственными средствами, и иногда возвращался домой даже без сапог, отдав их неимущим. С течением времени о. Иоанн, увидел, что одной бессистемной помощи бедным и раздачи денег нищим – недостаточно. И тогда по его инициативе, при помощи благотворителей, возникло в Кронштадте учреждение Трудовой помощи – так называемый «Дом Трудолюбия» и при нем ночлежный дом. Эта материальная забота о бедняках и безработных Кронштадта было только началом, первой ступенью в деле помощи о. Иоанна ближним. Главная его помощь людям заключалась не в материальных пособиях, а в молитвенной помощи страждущим и болящим. Этот последний вид пастырского служения о. Иоанна и прославил его и сделал имя его известным по всей Россия и обратил его во всероссийского пастыря, молитвенника. На этом именно пути и излились через о. Иоанна многократные милости Божий людям скорбящим и страждущим от телесных и душевных недугов. Я не имею возможности в этой беседе обрисовывать во всей полноте эту деятельность о. Иоанна; она описана в его различных биографиях. Я же только отмечаю эту деятельность, как последний и высший предел его самоотверженного пастырского служения ближним. В о. Иоанне было поразительное дерзновение молитвы, источником которого было чувство живой близости к Богу, выросшее в нем, благодаря постоянному подвигу, и ежедневному причащению Св. Тайн, и чистоте жизни. Он молился о больных всегда своими собственными горячими словами, стоя на коленях, горячо, властно, с ударением, точно требуя от Господа чуда. И чудо совершалось в самых безнадежных случаях, к удивлению врачей и профессоров больные выздоравливали. Об этом периоде жизни и деятельности о. Иоанна мы имеем его собственные рассказы в беседах, какие он вел в разных местах с пастырями. Вот рассказ одного из слушателей одной из таких бесед: «Перед нами стоял благообразный старец. Лицо его ясное и откровенное, приятно и сердечно улыбающееся, благодушно мирное, благодатное. Светлые, доверчивые, ласковые глаза, твердая и уверенная речь… в о. Иоанне нет ничего болезненно нервного, никакой экзальтации… Это самый покойный, ровный, жизнерадостный, смиренный, предупредительный пастырь. Свою речь он начал так: «Достопочтенные отцы и братие, мне вас учить нечему. Вы сами богаты опытом жизни, но так как вы меня спрашиваете, то я вам скажу. Я стараюсь быть искренним пастырем не только на словах, но и на деле, – в жизни. Поэтому я строго слежу за собой и своим душевным миром, за своим внутренним деланием. Я веду дневник, где записываю свои уклонения от Закона Божия, проверяю себя и стараюсь исправляться. Я целый день в делах, с утра до поздней ночи. Мне приходится часто путешествовать по разным местам России. Меня осаждают каждый день просьбами, так что иногда мне тяжело и не хочется, но я делаю, стараюсь удовлетворить всех просителей. Где бы я ни был, а особенно в Кронштадте, я ежедневно сам совершаю Литургию и искренно, сердечно, благоговейно приношу Святую бескровную жертву Богу о грехах своих и всех православных христиан. Молящиеся видят и чувствуют мое искреннее благоговейное служение и сами проникаются святыми чувствами и молятся усердно. За каждой воскресной Литургией я проповедую живое слово Божие. В моих поучениях изображается моя внутренняя жизнь, моя душа. Я беспощадно караю грехи, пороки и страсти человеческая, обличаю заблуждения сектантов и раскольников. Благодаренье Богу, я сам вижу плоды своих пастырских трудов – в Андреевском Соборе народу бывает тысяч до пяти, и все это множество слушает меня, как один человек, никакого шума и толкотни. Глаза всех устремлены на меня. Когда я выхожу из храма, меня с любовью окружает народ, все с сияющими лицами, у всех видно благодатно радостное настроение. Все это плоды моей молитвы и проповеди. Извините меня, досточтимые пастыри, что я говорю так о себе. Боже сохрани, чтобы я говорил это для самовосхваления. Боже упаси! Нет, не я все это делаю, а благодать Божия, почивающая на мне – священнике. Меня часто приглашают для молитв в богатые и знатные дома, где много жертвуют. Этими жертвами я делюсь с нищими…. Я посылаю свои лепты в учреждения и в Божия Церкви, делюсь с собратиями пастырями и вообще бедными людьми. Ко мне часто приносят больных так называемых бесноватых, и просят, чтобы я помолился о них. В этих случаях я действую простотой своей веры… О, братие! Нам много дано от Господа Бога благодати, и если мы сохраним этот дар Божий, то мы непобедимы! Вот, досточтимые пастыри, как я служу для славы Божией, для Православной Церкви и распространены веры Православной. Все это говорю вам искренно, как сопастырям и по вашему желанию, для пользы пастырского служени Святой Церкви и отечества нашего». В другом случае, в беседе с другими пастырями, о. Иоанн особенно подробно рассказывает о своем даре чудотворения. «У вас, братие, мои сослужители, несомненно является вопрос в душе, как я имею дерзновение так ездить по всей России, молиться за столь многих, кто просит моей молитвы. Быть может, кто нибудь назовет это дерзостью. Но я не решился бы, братие, на такое великое дело, если бы не был призван к нему свыше… Дело было так. Кто-то в Кронштадте заболел. Просили моей молитвенной помощи. У меня тогда была уже такая привычка: никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться, предавая болящего в руки Божий прося у Господа исполниться над болящим Его Святой воле. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка (родом костромская), которую я давно знал. Она была богобоязненная, глубоко верующая женщина, проведшая свою жизнь по-христиански, и в страхе Божием кончившая свое земное странствование. Приходит она ко мне и настойчиво требует, чтобы я молился о болящем, не иначе, как о его выздоровлении. Помню, тогда я почти испугался: «Как я могу, думал я, иметь такое дерзновение»! Однако, эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я исповедал перед Богом свое ничтожество и свою греховность, увидел волю Божию во всем этом деле и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал ему милость свою – он выздоровел. Я же благодарил Господа за эту милость. В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я в этих двух случаях прямо усмотрел волю Божию, новое себе послушанье от Бога – молиться за тех, кто будет этого просить. И теперь я и сам знаю, и другие передают, что исцеления по моей молитве совершаются. Особенно поразительно исцеление бесноватых, всегда страшно страдающих. И бывали случаи, что иногда приводили такого одержимого злым духом, изрыгающего хулы и в то же время говорящего совершенно бессознательно и вполне бессвязно. А по прочтении мною над ним молитвы, сделается радостным, покойным и принимает спокойно Св. Тайны, от которых ранее всеми силами старался уйти. И замечательно, что такие больные ничего почти не помнят из того, что говорили в состоянии беснования! Ясное дело, что они говорили чью-то не свою волю, волю, противную воле Божией, бесовскую…. О своем душевном состоянии могу я вам сказать, что исполняю древнее великое правило: познай себя самого. Это, собственно, содержание всей моей жизни: и доселе я не перестаю познавать самого себя. Через это и познаю свою беспомощность во всех отношениях и это меня заставляет смиряться. Правда, все, что я делаю доброго, то делаю по милости Божьей. А помощь Божию я на себе вижу во всем и считаю себя нерадивейшим, худшим из всех пастырей русских, потому что, если бы эти Божий дары были у кого нибудь другого, он сделал бы добра гораздо больше, чем я. Постоянное изучение своей природы заставляет меня быть и постоянно осторожным и постоянно просить у Бога благодатной помощи для очищения от грехов. И это знание своих человеческих немощей, заставляет меня и помогать другим и молиться за них, сочувствовать, прощать и т. п. Особенно для меня ценно изучение своей человеческой природы, потому что через это я познаю главные свойства Божий. Я на себе познаю и испытываю, насколько Господь наш милосерд, долготерпелив, всемогущ, в помощи нам скоропослушлив: он источник нашего здравия душевного и телесного, душевной чистоты, духовных сил. Но я, братие, не веду аскетического образа жизни. Не подумайте, что я это считаю чем либо достойным подражания, нет, быть может, в моей деятельности было бы гораздо более успехов, если бы я устроил жизнь с более аскетической обстановкой. Но условия моей службы лишили меня возможности быть аскетом. Я читаю газеты, но часто жаль бывает потерянного времени, много там пишут лишнего, совершенно бесполезного. Но вот, что я всегда неотменно читаю – каноны, которые положено читать ежедневно на утрени. На этом чтении, можно сказать, я воспитывался в церковной жизни, и какое бесконечно глубокое содержание заключается в этих канонах, в этих ежедневных воспоминаниях о великих праведниках, об их святой жизни, о подвигах. Через это чтение душа мало-помалу привыкает к церковной жизни, к церковным воспоминаниям, мало-помалу проникается настроением тех людей, которых ублажает Святая Церковь, просветляется, перестает быть самозамкнутой, делается сильной в борьбе с грехом. И стоит кому-либо это чтение канона положить за ежедневное правило, как он будет ежедневно подниматься в духовном отношении, восходить от силы в силу. Но особенно я люблю читать Священное Писание обоих Заветов. Я не могу быть без этого чтения. Сколько тут содержания! Сколько открыто законов жизни души человеческой! Сколько человек стремящийся к духовному обновлению, может почерпнуть здесь указаний для того, чтобы переродиться из злого в доброго. Вот, братие, что Господь велел мне Вам сказать! Я заранее не обдумывал, что сказать мне Вам: говорил только то, что Бог на душу мне положил». Так свидетельствует о себе самом и о своем пастырском подвиге о. Иоанн Кронштадтской. Первую из приведенных мною бесед он вел с духовенством в Нижнем Новгороде, по приглашению Высокопреосвященного Архиепископа Назария, вторую в городе Сарапуле, по приглашению Епископа Михея. Обе эти беседы в свое время были напечатаны в местных духовных журналах. Моею целью было обрисовать духовный облик о. Иоанна и выявить тот путь, каким он шел и возрастал в своем пастырском подвиге. Этот путь выявляется со всею ясностью из его дневников и из его рассказов о себе самом и из всего примера его пастырского подвига. В основе лежит непрерывное духовное питание словом Божиим и чтением богослужебных книг, ежедневным совершением Божественной Литургии и Причащением Св. Христовых Тайн, с горячей молитвой, внимательным наблюдением за своею внутренней жизнью, размышлением и гневным противлением всякому греховному движению, возникающему в душе, в особенности духовному расслаблению, распущенности, небрежности, лености. К этому присоединяется с первых дней пастырства заботливое, любовное отношение ко всякому человеку, нуждающемуся в помощи, как духовной, так и материальной, готовность самому идти самопожертвенно навстречу этой нужде, не ожидая обращения, просьбы, болеть горем и страданием каждого человека. Таков духовный путь и духовный облик о. Иоанна, как пастыря, стяжавший ему и широкую известность, и горячую любовь, и благодарность и почитание во всех слоях русского народа, а от Бога прославивший его многочисленными делами чудотворения. Каждый, кто внимательно и непредубежденно всмотрится в этот духовный облик Кронштадтского пастыря, во всей его простоте, искренности и привлекательности, не может не полюбить его, и не увидеть в нем идеальный образ русского православного пастыря. К сожалению, и в дореволюционное время, да и теперь еще находятся люди, не только предубежденные, но и враждебно настроенные к о. Иоанну. Объясняется это тем, что, по слову Спасителя, такова участь каждого праведника, и «горе вам, если все люди будут говорить о вас хорошо». А, во-вторых, тем, что многие судят об о. Иоанне не по его подлинному духовному пастырскому облику, какой я только что старался показать, а по разным случайным и внешним обстоятельствам, связанным с его личностью и деятельностью. Одним не нравится его манера служить, или читать каноны, другие осуждают его за бессистемную раздачу денег, расплодившую в Кронштадте нищенство и тунеядство, за то, что он окружил себя истеричными поклонницами, недобросовестными помощниками, не умея будто бы разбираться в людях; осуждают за то, что он носил богатые шелковые рясы, ездил в вагонах-салонах, пил дорогие вина, украшался орденами, лентами и звездами, водил дружбу с генералами, людьми богатыми и знатными…. Главная же ненависть и злоба, доходившая до оскорблений и даже до физической расправы, обрушилась на него в годы первой революции за то, что он открыто и резко выступил против революционного движения и разошелся с русской передовой общественностью. Однако, все эти вины о. Иоанна, если бы они и были, то существу дела, нисколько не омрачают чистого и привлекательного духовного облика, как он вырисовывается в его дневниках и в его пастырской деятельности, заслужившей ему общую любовь и признательность, в особенности же, в сердцах тех, кто на самих себе, или на своих близких испытал силу его молитвы. В оценке о. Иоанна надо стоять выше всех этих внешних и случайных сторон его жизни, выше мелких чувств и настроений, которые возникают в нас под влиянием наших партийных распрей и разделений. Вникая в глубину ее души, мы увидим всю его духовную красоту, искренность и простоту; а рассматривая его пастырскую деятельность, увидим почивающее на ней благословение Божие! И тогда станет нам ясно, что о. Иоанн великий праведник перед Богом, один из тех прославленных Богом служителей Божиих, какими украшается и прославляется Святая наша Русская Церковь. Статья представляет собой доклад, сделанный о. Сергием Четвериковым на пастырском собрании парижского православного духовенства по случаю тридцатилетия кончины св. Праведного Иоанна Кронштадского. Из книги: Протоиерей Сергий Четвериков, Бог в русской душе, М., 1998 | |||
_______________________________________________________________________________________ • Новости и события • Фотоальбом • Другие храмы города и района • Ссылки • Обратная связь |