|
• Главная • О храме • Иконы храма • Расписание служб • Гостевая книга |
|
Библиотека
| ||
Росс Кемпбелл КАК НА САМОМ ДЕЛЕ ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ Книга, реферат которой мы помещаем ниже, написана американским психиатром Россом Кэмпбеллом. В книге анализируются взаимоотношения здоровых детей и здоровых родителей. Она выдержала 19 изданий и разошлась общим тиражом свыше 400 000 экземпляров. Автор обучает родителей трудному искусству, которому их в основном никто не учит,— как действительно любить детей и как выразить эту любовь. Обычно родители воспитывают детей наобум, по большей части успех воспитания кажется случайным. Доктор Росс Кэмпбелл задался целью сделать успех воспитания закономерным. Он говорит о самых существенных для каждой семьи вещах ясным и понятным языком, затрагивающим душу любого родителя. Современный мир с его экономическими
кризисами, увеличением числа разводов, ухудшением качества образования,
постоянными стрессами и прочими «прелестями» цивилизации истощает людей
физически, эмоционально и духовно, поэтому им все труднее воспитывать детей.
Именно дети, которые наиболее уязвимы и больше всего нуждаются в любви, тяжелей
всего страдают в этом мире. Родителям следует знать, что дом, несмотря на
многие отвлекающие обстоятельства (школа, друзья, улица и пр.), сильнее всего
влияет на ребенка. На втором месте по значимости стоит врожденный темперамент.
Даже новорожденные уже отличаются по темпераменту; это и уровень активности,
ритмичность циклов сна и бодрствования, реакция на новый стимул, ее
интенсивность и порог ответной реакции, смена настроений, способность
отвлекаться, концентрация внимания и настойчивости. Оказывается, что наиболее
подвержены стрессам, особенно при завышенных родительских ожиданиях, именно дети
с высокой степенью реактивности (то есть сверхэмоциональные), дети,
отстраняющиеся и замыкающиеся в новой ситуации, дети, плохо приспосабливающиеся
к переменам, дети, у которых чаще всего плохое настроение. И, к сожалению,
обычно такие ребята получают меньше любви и внимания со стороны взрослых.
Исследователи оценивали новорожденных по этим характеристикам темперамента и
могли четко предсказать, будет ли ребенок «легким» или «трудным». «Легкие» дети
растут у любящих матерей, «тяжелые» дети чаще, но не всегда, у нелюбящих
матерей, которые сознательно или подсознательно не хотели ребенка. Основные типы
темперамента в значительной степени влияют на то, как растет и развивается
ребенок. Осознание этих типов помогает родителям избежать ненужного чувства
вины, если, несмотря на любовь, ребенок растет «трудным». Таким детям легче
справиться с жизнью при любящих и заботливых родителях, помогающих сглаживать
трудности характера. Безусловно, в семье самое главное — хорошие
отношения между супругами. Родители должны понять, что дети отражают любовь: если они получают ее, они ее возвращают. Безоговорочная любовь отражается безоговорочно, а условная любовь и возвращается условно. (Например, ребенок только тогда делает то, что хотят от него родители, когда они выполняют его требования.) Родители должны учиться выражать и передавать ребенку свою любовь различными способами, независимо от его состояния, поведения, навыков, тогда ребенок будет стараться, в свою очередь, проявить любовь к родителям. Цель этой книги — проследить все способы, которыми родители в действии могут выражать свое чувство любви. Однако родители должны в самом деле любить своих детей, советы психиатра посвящены лишь тому, как выражать свои чувства. Существуют четыре основные передачи безусловной любви: контакт «глаза в глаза», физический контакт, пристальное внимание и дисциплина, Все эти пункты одинаково важны и не «работают» один без другого; кроме того, нельзя преувеличивать что-то одно (например, дисциплину) за счет другого. Очень важно также не путать дисциплину с наказанием, это отнюдь не синонимы. Контакт «глаза в глаза». Он важен не только
для установления взаимосвязи, но (и это существенно!) для удовлетворения
эмоциональных потребностей ребенка. Чем больше и чаще родители смотрят ребенку в
глаза, выражая свою безусловную любовь, тем полнее эмоциональный резервуар
ребенка. Глубочайшая ошибка — использование контакта глаз для выражения
порицания и наказания ребенка. Если родители смотрят в глаза ребенку только
тогда, когда ругают его, то и он приучается смотреть на них только с
отрицательными эмоциями. Еще более вредно избегать смотреть на ребенка (и на
супруга тоже!) для демонстрации неодобрения, используя отсутствие контакта глаз
как наказание. Для психики ребенка это может оказаться страшнее и
разрушительнее, чем физическое наказание, и ребенок может на всю жизнь запомнить
такой прием и испытывать его в будущем и на своих близких. Важно понять, что
родителям следует подолгу смотреть детям в глаза дружелюбно и прямо, чтобы
выразить свою безусловную любовь, а не порицание за нарушение дисциплины.
Поскольку дети повторяют нас з. своих действиях, то им это поможет установить
хорошие контакты со сверстниками и быть дружелюбными в своих семейных отношениях
в будущем. В переходном возрасте для девочек на первый
план выходят ее «я» и сексуальная идентификация со своим полом, что выражается в
потребности сексуального одобрения. Его источником в основном становится отец,
если он показывает своим поведением, что способен поддерживать девочку в
ответственный для нее период. Если отец не выполняет эти важные функции, не
обращает никакого внимания на девочку или критикует ее, то ей приходится искать
одобрения у других представителей мужского пола, что и приводит к излишне ранней
сексуальности. Любовь может быть соответствующей, то есть удовлетворяющей эмоциональные потребности ребенка и способствующей его развитию и независимости, и несоответствующей, когда родители сознательно или бессознательно стараются продлить (иногда чрезмерно) время зависимости ребенка от них. Это родители-собственники, рассматривающие ребенка как собственность, а не как личность, которая нуждается в развитии и независимости. Иногда несоответствующая любовь родителей заключается в том, что они требуют, чтобы дети наперекор своим желаниям и способностям воплотили в жизнь их несбывшиеся мечты. Иногда родители путают роли и требуют от ребенка любви, внимания, как будто именно ребенок должен дать им эмоциональную уравновешенность, а не наоборот. Обычно так случается, если родители больны или устали, но злоупотребление такой переменой ролей ни к чему хорошему не приводит. И всегда нужно помнить, что бескорыстная, безусловная, соответствующая потребностям ребенка любовь жизненно необходима для его эмоционального равновесия, для физического, психического и духовного развития. Родителей очень волнует вопрос дисциплины. Обычно они ошибочно понимают взаимоотношения между любовью и дисциплиной и неправильно оценивают значение дисциплины, считая, что любовь и дисциплина — это две вещи, не имеющие между собой ничего общего. На самом деле их нельзя разделять, нужно помнить, что наказание лишь незначительная часть дисциплины. Мы должны дать почувствовать ребенку нашу любовь — и это будет первым и наиболее важным условием хорошей дисциплины. Если родители не применяют психологических рекомендаций общего характера: частый контакт «глаза в глаза», физический контакт, пристальное внимание, позволяющие постоянно держать наполненным эмоциональный резервуар ребенка, бесполезно требовать от него дисциплины. Может быть, маленького ребенка и можно заставить быть дисциплинированным, но в дальнейшем все сорвется. Только здоровые, основанные на безусловной любви взаимоотношения между родителями и детьми позволяют преодолеть все жизненные кризисы. При воспитании детей дисциплину следует
понимать как тренировку психики, ума и характера, чтобы ребенок вырос
конструктивно мыслящим и конструктивно действующим членом общества, умеющим
контролировать себя. Что же необходимо для этого? Подражание лучшим образцам,
копирование положительного примера, устные и письменные инструкции, устные и
письменные просьбы, обучение, общение, развлечения и т. д. Наказание тоже надо
добавить в этот список, но оно только один из факторов, причем наиболее
отрицательный и примитивный. Если ребенок чувствует безоговорочную любовь своих
родителей, то он захочет идентифицировать себя с ними, сможет дисциплинировать
себя и принять без вражды и сопротивления руководство со стороны своих
родителей. Пристальное внимание при общении с ребенком, когда он знает, что
родитель понимает его желания и чувства, еще один аспект настоящей любви.
Ребенок более активно будет подчиняться дисциплине при условии, что вы уважаете
его как самостоятельную, достойную личность. Крайне ценно в установлении
взаимоотношений, особенно в период отрочества, говорить вашим детям, что вы
понимаете их (пусть в душе вы и не согласны). Если вы внимательно слушаете
ребенка, сконцентрировав на нем все внимание, то вы можете «сэкономить» нервы,
гнев и непослушание ребенка, так как мотивы его непослушания могут оказаться
обоснованными и разумными. Кроме того, неумение сдерживаться и контролировать
свои чувства, особенно гнев,— злейшие враги родителей, поскольку с возрастом это
ухудшает отношения, вызывает неуважение со стороны не только детей, но и
супруга. Если же вы не смогли сдержаться, имейте мужество извиниться, иногда это
дает неожиданные результаты: восстанавливается эмоциональная связь с ребенком.
Очень важно контролировать свой гнев, хотя случается, что усталый, раздраженный,
больной родитель не может себя сдерживать. Родителям, которые хотят навсегда
сохранить контакт с детьми, надо следить за своим здоровьем, как за физическим,
так и за эмоциональным. Ваш ребенок плохо себя ведет. Вместо того чтобы спросить себя: «Что я должен сделать, чтобы исправить это поведение?» — что неминуемо ведет к наказанию, подумайте: «В чем нуждается этот ребенок? Нужен ли ему пристальный любящий взгляд, пристальное внимание, ласковое прикосновение, нужно ли «пополнить» его эмоциональный резервуар?» А потом уже требуйте хорошей дисциплины. Мы не должны мириться с плохим поведением ребенка, но наказание — это последнее средство, а не первое, как это часто случается. Кроме того, прежде чем наказывать ребенка, выясните: может, у него что-то болит, или он голоден, или устал, или расстроился, возможно, его плохое поведение — лишь следствие плохого самочувствия или плохого настроения. Надо сначала понять, что вызывает плохое поведение, а потом уже наказывать за него. Исключительно важно почувствовать, раскаивается ли ребенок в своем плохом поступке и сожалеет ли о нем. Если ребенок искренне раскаивается и переживает, то наказание может оказаться крайне вредным. Чувство вины и раскаяния и желание не повторять этого больше — вот что нам нужно, а вовсе не месть. Если же вы физически наказали ребенка, то никакого чувства вины у него не возникнет, он забудет со временем про «расплату» и снова начнет вести себя плохо. Кроме того, у него появится гнев за несправедливое (по его мнению) наказание, а гнев, обида, горечь останутся с ним дольше, чем того стоит (по большей части не такой уж и серьезный) проступок, за который его жестоко наказали. Надо научиться прощать детям их недостаточно хорошее поведение, тогда дети и сами начнут стараться исправиться. Если вы прощаете ребенка, например, за разбитое окно, это вовсе не значит, что он не должен принять на себя ответственность (например, он должен или сам вставить стекло, или заплатить его стоимость из своей копилки). Очень важно, чтобы ребенок действительно чувствовал раскаяние, а не манипулировал словами извинения, в душе посмеиваясь над нами. Самое главное в дисциплине — это тренировка своим положительным примером, руководством, совместной работой, просьбами, поскольку в глубине души ребенок осознает, что его хорошее поведение нужно и ему самому, а не только родителям. Во многих случаях простых и спокойных напоминаний, особенно с юмором, достаточно, а мы, родители, зачастую по пустякам «мечем громы и молнии». В результате происходит девальвация слов и угроз, и ребенок ожесточается чаще, чем следует. Нужно оставить крики и угрозы для действительно опасных ситуаций. Например, если ребенок в неположенном месте перебегает улицу, а мать кричит на него, он в самом деле быстро и правильно среагирует, только если он не привык не обращать внимание на ее крики. Иногда взаимоотношения между родителями и детьми перерастают в битву, в противостояние воли и характеров. Прежде чем физически наказать ребенка, родители должны разобраться, что неправильно в их взаимоотношениях и что они могут ожидать и требовать от своего ребенка. Сначала используйте все доступные вам меры добровольной дисциплины и только в крайнем случае (а лучше никогда, если вы хотите, чтобы ребенок вас любил и уважал) прибегайте к наказаниям. Надо всегда помнить, что недостаток твердости у родителей и незнание границ, а вовсе не любовь и нежность, вырабатывают у ребенка вседозволенность. Можно использовать систему наград за хорошее поведение, но все эти награды должны ставить себе целью воспитать в ребенке желание быть хорошим, потому что родители любят его и он любит их. Реферат подготовила Р. РАВИЧ.
|
Веб–дизайн Сергеев А.